Как отметить Крестины ребенка? Как правильно встретить праздник Крещения Господня.

Сегодня все православные отмечают Сочельник. Завтра – Крещение Господне – один из главных церковных праздников. Он также называется праздником Богоявления – в этот день Бог явил себя миру, Иисус Христос принял крещение в Иордане. В память об этом событии традиционно совершается праздничное богослужение с освящением воды и, конечно, купание в проруби. Считается, что освящённая вода является лучшим лекарством от недугов. Но так ли это?

Как правильно встречать праздник Крещения и в чём его суть? На этот и другие вопросы мы попросили ответить священника Игоря ТКАЧЕНКО, клирика кафедрального собора Святой Живоначальной Троицы.

«Разумеется, самое лучше место для встречи любого религиозного праздника – не банька с друзьями под шашлычок, а всё-таки храм. В этот праздник правильным будет искупаться и набрать воды. Но главное – помнить о Боге, – говорит отец Игорь. – Если же вы весь год о нём не вспоминали – помолитесь хоть сегодня. Если вспоминали, но в храме не были – приходите на крещенскую службу. Если и вспоминали, и в храме бывали… ну тогда вы и сами все знаете! А вот чего точно не надо делать – так это выпивать, и тем более после этого лезть в прорубь. И в храм приходить пьяным ни в коем случае нельзя. А также садиться пьяным за руль и потом оправдываться перед инспектором: «Так ведь праздник же, Церковь благословляет». Неправда это – не благословляет!»

- Как правильно совершать ритуал купания в праздник Крещения?

- Тут нет никаких чётких правил. Обычно верующие окунаются трижды с головой и во время погружения читают молитву «Отче наш» или просто говорят: «Господи, помилуй!».

По вере…

- Многие считают, если человек окунается в прорубь на Крещение, то грехи смываются. Так ли это?

- Конечно же, купание в проруби, даже с освящённой водой, от грехов не избавляет. А если совместить это с разгульной вечеринкой – так их только больше станет. Для исцеления от грехов есть Таин­ства – крещение и исповедь. И никаким купанием они не заменяются.

- Правда ли, что, окунаясь в прорубь, даже несмотря на сильные камчатские морозы, нельзя заболеть?

- Человек должен участвовать и в таинстве, и в ритуале не только телом, но и душой. Если он окунается в купель с верой и молитвой, то не только не заболеет, но Господь может подать ему здоровье на предстоящий год. В Евангелии от Матфея сказано: «Просите, и дано будет вам».

- Правда, что в Крещение из обычных кранов течёт святая вода? Можно ли набрать воду дома и не идти в церковь?

- Святая вода – это дар от Бога для тех, кто живёт христианской жизнью в Церкви. Поэтому и набирать воду необходимо в храме или в освящённых священником источниках! Для тех, кто живёт в отдалении от храма или по причинам болезни не в состоянии самостоятельно до него добраться, благословляется набирать воду из крана или из колодца, ведь Господь волен сотворить чудо и по вере такого больного.

- Когда набирать воду?

- На праздник Крещения Господня вода освящается дважды. Накануне – в Сочельник, и в сам праздник, то есть 18 и 19 января.

Без срока...

- А правда ли, что такая вода не портится даже через год?

- Это действительно так. Святая Крещенская вода, или, как её ещё называют, Великая Агиасма, имеет свойство храниться годами.

- В церкви прихожане пьют святую воду из одной и той же посуды. Можно ли не бояться подхватить какую-нибудь болезнь?

- …И воду пьют из одной посуды, и причащаются от одной Чаши, но за всю историю Церкви не было подтверждено ни единого случая заражения какой-нибудь болезнью, а вот исцелений были миллионы. Если же человек недостаточно укрепился в вере, и его это смущает, можно прийти со своей посудой. Ничего страшного и грешного в этом нет.

- Многие набирают воду, потому что есть такая традиция. А что с ней потом делать – не знают. Пить? Умываться? Что советует Церковь?

- Нельзя относиться к святой воде как к некой таблетке: выпил – и получил результат! Здесь важна вера человека в то, что через святую воду действует Святой Дух. Именно Он благотворно влияет на человека – врачует душу и тело. К Крещенской воде верующие относятся с великим благоговением. Стараются так распределить потребление, чтобы хватило до следующего праздника. Пьют её натощак каждый день. Во время болезни можно и умываться этой водой.

Крещёны ли вы?

Об этом мы спросили известных людей Камчатки. Не многие из ВИПов, к которым мы попытались залезть в душу, нашли в себе душевные силы ответить на столь личный вопрос.

Зиновий КУЖЕЛЕВ, художественный руководитель Камчатского театра кукол:

- Я некрещёный и не состою ни в какой конфессии. Вообще, я за то, чтобы люди объединились в единую веру, как говорится: вошли в пять дверей, а вышли из одной. Тем не менее я очень хорошо отношусь ко всем верующим независимо от религии, дружу с бывшим камчатским архиепископом Игнатием и имею церковные награды. Вот уже четыре года подряд Театр кукол проводит праздничный «Рождественский вертеп». Кстати, в 1981 году, когда были гонения на церковь, у нас работал артист Олег Черепанин, позже он стал служить в молельном доме, ведь церквей в то время на Камчатке не было. А сегодня это уже большой человек – архимандрит, представитель РПЦ в Таиланде.

Владимир СЕМЧЁВ, глава Петропавловска-Камчатского:

- Я не знаю, крещён или нет, родители об этом мне не говорили. Но с большим уважением отношусь к христианству и считаю его основополагающей религией. Думаю, что в первую очередь нужно жить в согласии со своим богом и с обществом. Мне духовности хватает и внутри себя.

Ирина ВИТЕР, историк, почётный гражданин Петропавловска-Камчатского:

- Я родилась в Комсомольске-на-Амуре в 1944 году, и, конечно, ни о каком крещении тогда не могло быть и речи. А для того, чтобы креститься позже, должно было перестроиться сознание. К церкви у меня отношение познавательное. Она, конечно, интересна и с точки зрения культуры, а также нельзя отрицать её значимую роль и в истории России… В церковь я не хожу, но на открытии собора Святой Живоначальной Троицы присутствовала.

Владислав СКВОРЦОВ, мэр Петропавловска-Камчатского с 2004 по 2011 гг.:

- Я – единственный человек на земле, который принимал крещение на Северном полюсе. Это было 4 года назад, крестил меня архиепископ Игнатий по благословению Святейшего патриарха Алексия II. Невероятная страница истории моей жизни… Крещение – один из главных православных праздников. Однажды я окунался в прорубь и получил от этого огромное удовольствие. Ничего в этом плохого нет, только благодать и радость.

Светлана АЙГИСТОВА, министр культуры Камчатского края:

- Крестили меня родители в 4 года на Украине, в деревне Хмельницкой области. Крестили тайно, потому что папа был коммунистом. Для дет­ской памяти это было яркое воспоминание. Я даже помню, какой подарок мне подарили – это был красивый отрез для платья с васильками, которое сшила мама. В моём доме нет красного угла, но есть иконы, подаренные владыкой Игнатием и епископом Артемием. А вот отцовский родовой дом – бабушкина изба, вся была уставлена иконами и лампадками...

Спрашивала Анастасия ДУДЫШЕВА

В конференц-зале управления Воронежской и Борисоглебской епархии состоялась пресс-конференция, посвященная предстоящему празднику Богоявления (Крещения Господня).
Встречу с журналистами провел секретарь епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин. Также в пресс-конференции приняли участие начальник ГИМС – Главный государственный инспектор по маломерным судам Воронежской области Владимир Волков и заместитель начальника отдела управления Роспотребнадзора по Воронежской области Александр Шукелайть.

Отец Андрей поздравил всех собравшихся с наступающим, любимым многими россиянами, праздником и рассказал о его истории и сути.

Праздник Крещения Господня называют также Богоявлением. Почему не день Рождества Христова? Дело в том, что Рождество совершилось втайне от всего мира: лишь несколько пастухов получили откровение от ангелов, да волхвы с востока пришли за чудесной звездой к вертепу Богомладенца.

До тридцатилетнего возраста Иисус жил с Матерью Своей в доме мнимого Своего отца – Иосифа-плотника, в Назарете. Только по достижении 30 лет, по Закону Моисея, человек мог обращаться к народу с проповедью, учительствовать.

Когда пришло время, вышел на берега Иордана Иоанн Креститель – пророк Божий: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие! Приготовьте путь Господу!". И каялись люди в злых делах своих, опускаясь в воды Иордана – это было крещение покаяния.

Тогда и вышел на Свое общественное служение Иисус Христос: придя на берег Иордана, Он склонил главу пред Иоанном и просил крещения. "Я должен креститься от Тебя – зачем Ты просишь меня об этом?" – в страхе молвил Креститель, по откровению Божию узнавший, Кто перед ним. "Так надлежит нам исполнить всякую правду" – ответил Господь, имея в виду предстоящее Ему тяжелое дело служения: проповедь, нищету, странничество, безвинные оскорбления, неправедный суд, Крест, смерть и Воскресение…

Но это все впереди. А пока Он, никому еще не известный, входит в быстрые струи Иордана. И – о, диво! – видит Иоанн раскрывшиеся над Христом небеса, и Духа Святого в виде светозарного голубя, сходящего на главу Иисуса. И возгремел с небес голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение!". Так впервые людям Бог явил Себя как Святая Троица.

И когда на другой день Иоанн Креститель вновь увидел приближающегося Иисуса, то, возвысив голос, воскликнул: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи всего мира!". И весь собравшийся народ с удивлением и надеждой обратил на Иисуса свои взоры. С того дня Христос начал Свою Евангельскую проповедь, ЯВИЛСЯ миру, стал "явным" для всех людей – это второй смысл названия праздника "Богоявления".

О СВЯТОЙ КРЕЩЕНСКОЙ ВОДЕ:

Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но основанием для этого стало освящение всего естества вод, которое мог совершить только Сам Господь.

"Днесь вод освящается естество, Владыку видя крещаема" – поется в стихире на Великом водоосвящении. Господь наш Иисус Христос явился на Иордане, чтобы освятить воды и сделать их источником освящения для человека. "Ты во Иорданские струи сошел еси, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев" – говорится в молитве. Под "змиями" следует понимать демонские силы, своим злобным действием наполнявшие стихии нашего материального мира после грехопадения. Иисус Христос, сойдя в воды Иордана, изгнал бесовские силы, вернул естеству вод первозданную чистоту и даровал возможность благодатного действия на тех, кто с верой в Него эту воду употребляет. Так впервые совершилось освящение воды.

Поэтому Крещенское водоосвящение совершается с торжественным крестным ходом к воде, известным под названием “хода на Иордан”.

Зачем же Церковь снова и снова освящает воду, когда она освящена уже Крещением Самого Сына Божия?

Дело в том, что мы сами, живя на земле, носим в себе греховную нечистоту. Мы всегда грешим, и тем самым снова оскверняем окружающий мир, снова наполняем все нечистотой и тлением. Поэтому Господь наш Иисус Христос, вознесшись на небо, оставил нам таинства Церкви. Через богослужение и таинства христианам дается возможность силой веры и молитвы испрашивать благословение Отца Небесного на весь мир, и благословение и освящение вновь подается миру через невидимое пришествие Святого Духа.

"Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею" – писал святитель Димитрий Херсонский. Принимая ее с верой и молитвой, мы сами сподобляемся освящения и благословения.

Святая вода врачует наши телесные болезни. Она способна гасить пламя страстей, отгонять злых духов – вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают.

Вода, освящаемая в праздник Крещения Господня в богослужебных книгах называется "Великая агиасма" – что в переводе с греческого означает "Великая святыня".

По церковному уставу, в праздник Богоявления освящение воды совершается дважды: в сочельник, накануне праздника, и в самый день Крещения Господня. Чин, которым совершается освящение, – один и тот же, поэтому не нужно разделять эту воду на "Крещенскую" и "Богоявленскую" или "Иорданскую" – благодатное действие святой воды от сочельника и от праздника не может иметь каких-то различий.

Крещенская вода – святыня, которая должна быть в доме каждого православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Употреблять желательно натощак, можно с просфорой и чтением приведенной ниже молитвы. Но при необходимости, в случае болезни, бесовского страха или в иной духовной нужде можно и нужно пить ее в любое время. Помазываются святой водой больные места, кропятся жилища, огороды, сараи и все, с чем мы соприкасаемся в своей жизни.

Но в полноте освящающего и исцеляющего действия святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в Господа Бога и силу молитвы святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения.

Чтобы святая вода принесла пользу, будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и дел.

Не нужно пытаться запасти ее впрок побольше – при оскудении всегда можно добавить святую Крещенскую воду в сосуд с простой водой, и она освятится.

Отвечая на вопросы журналистов, отец Андрей развеял "популярные" в народе суеверия. Так, секретарь епархиального управления отметил, что Церковь не предписывает в этот день никакого "ритуального омовения". "Купание в этот праздник не является обязательным условием жизни христианина", - пояснил отец Андрей. Также священнослужитель напомнил, что человек очищается, только участвуя в Церковных Таинствах. Купание же на Крещение никого от грехов не освобождает.

На вопрос журналистов, как же все-таки правильно встретить Крещение, протоиерей Андрей ответил: "Для православного человека в этот день, конечно, необходимо побывать на богослужении. И не просто "постоять", но прийти в храм с открытым сердцем и душой, желательно причаститься Святых Таин Христовых".

Праздник Крещения побуждает нас изменить жизнь, отстраниться от пагубных пристрастий, - заключил отец Андрей. - Важно жить церковной жизнью, а купаться в этот день или нет, - для нашего спасения не важно.

Если же человек, желая подражать Христу, в этот день непременно решит окунуться в воды, делать это следует только в проруби водоема или в источнике, где вода освящена по Церковному чину. Вот перечень мест, где можно будет совершить погружение в воды после совершения богослужения:

В "Иордани" возле Успенского Адмиралтейского храма: примерно в 4:30 – 5:00 (если будет достаточной толщины лед).

3:00 – 3:30 – Великое водоосвящение в купели на источнике свт. Митрофана.

В ночь с 18 на 19 января - 22.00 - Великое освящение воды на источнике свт. Тихона Амафунтского (с.Подгорное).

Там же, в Подгорном - в ночь с 18 на 19 января - 23.00 - Всенощное бдение. Божественная Литургия, по окончании - Великое освящение воды. (Если лед будет, то будут делать прорубь).

Около 3:00 - освящение воды на источнике в честь иконы Матери Божией "Неупиваемая Чаша", в с.Костенки (имеется купель).

В свою очередь, Владимир Волков подтвердил, что воронежским МЧС были разработаны и доведены до местных властей рекомендации по оборудованию купелей для обеспечения максимальной безопасности решивших все-таки окунуться в праздничную ночь. Кстати, по словам Александра Шукелайть, из 170 проб лишь вода реки Усманка не отвечает требованиям по микробиологическим показателям.

Более получаса продолжалась беседа с журналистами. В завершение встречи участники пресс-конференции выразили надежду, что праздничные мероприятия пройдут без каких-либо ЧП.
Ответить Подписаться Скрыть

Начало каждого года радует нас чистыми, светлыми христианскими праздниками. Праздник Крещения завершает Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января. Каждый из этих дней несет свои традиции и молитвы, каждый радует нас своими дарами: сочельник и Рождество Христово, Крещение. Это время, когда каждый из нас может стать чище, приблизиться к Божественному началу и наполниться светлой энергией, которая буквально пронизывает в эти дни человека. Природа как будто радуется чудесному дню: крещенские морозы скрепляют реки и озера толстым льдом, в котором будут прорублены проруби. Крещенская ночь - это время, когда Бог приходит в этот мир, чтобы явить ему Свой неприступный свет. В то время, как крещенская вода омывает человеческие грехи у тех, кто отважился окунуться в прорубь, по всей Земле сотворяются чудеса, и вода становится целебной.

Сегодня на наши вопросы об этом замечательном празднике отвечает настоятель Успенского Храма города Сызрани иерей Михаил Гордеев .

- Отец Михаил, расскажите, пожалуйста, о празднике Крещения Господня, его смысле. Почему мы его празднуем?
- Мы празднуем все события, которые связаны с жизнью Иисуса Христа. Для приготовления людей к принятию Христа, на Землю Богом Отцом был послан пророк Иоанн Предтеча (предшественник), который должен был возвестить о скором явлении в мир Спасителя, перед встречей с которым необходимо было чистосердечно и искренне покаяться в грехах и начать своё исправление добрыми делами. Он совершал торжественный обряд крещения людей в реке Иордан в Палестине. Иоанн Предтеча в очередной раз крестил людей в Иордане, когда к нему пришел Христос и попросил о крещении. И, хотя Иоанн знал о том, что должен крестить Иисуса, он не смел начать обряд, считая себя недостойным Его. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» - в смущении говорил Иоанн Иисусу Христу. Но Христос настоял на исполнении Иоанном этого таинства не только для того, чтобы исполнить Закон Отца Своего и освятить водное естество, но и подать людям пример крещения, и «водами погребсти человеческий грех». Конечно, Христу не нужно было крещение в покаянии, т.к. он был безгрешен. И крещение людей с тех пор связано с крещением самого Христа, т.е. по образу крещения Его крестимся и мы. Делаем мы это во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, погружаемся в воду в знак того, что мы умираем для греховной жизни, и выходим из воды, чтобы начать новую жизнь, безгреховную. Иоанн совершил крещение Иисуса и, когда тот выходил из воды, Небеса разверзлись над Ним и раздался голос Бога-Отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Тут же на Иисуса опустился с Небес Дух Божий в виде голубя, что окончательно убедило Иоанна в том, что перед ним настоящий Сын Божий - ожидаемый Мессия, Спаситель мира. Именно поэтому крещение Христа называется Богоявлением, ведь в этот момент явились все три лица Святой троицы, Бог явился во всей полноте.

- Какие службы проводятся в этот праздник?
- Проходит две больших службы: в Сочельник (18 января) и, собственно, в сам праздник Крещения. Сочельник - это день, предшествующий Крещению. (Есть Сочельник Рождественский, есть Крещенский) Сочельник отличается тем, что это день строгого поста, в который мы стараемся не есть скоромной пищи и посвящаем свой пост Богу. В Сочельник утром служба совершается в 8.00, после нее освящается вода. Вечером в Сочельник в 17 часов проводится служба, посвященная самому Крещению. Утром 19 января, в сам праздник Крещения, в 8.00 совершается литургия, после которой происходит освящение воды. Ранее мы проводили ночные богослужения, но сейчас пришлось от этого отказаться, т.к. для людей затруднительно прийти на службу в это время суток, ведь многие прихожане утром отправляются на работу. Практически во всех храмах города такой порядок.

- Как правильно православному человеку нужно встречать крещение?
- В обывательском понимании праздник Крещения означает искупаться в проруби, набрать водички. На самом деле, нужно в первую очередь быть на службе, но если такой возможности нет, можно попросить своих знакомых, которые такую возможность имеют, набрать крещенской воды. Хочу сказать, что у нас вода раздается три дня подряд. Особых предписаний, как провести этот день, церковь не дает. Единственное, это соблюдение поста в Сочельник.

- Можно ли воду, текущую из крана, считать святой водой?
- Церковь говорит о том, что все водное естество в день Крещения становится водой освященной. Особенно в этом смысле выделяется полночь. Но все-таки вода, взятая из-под крана, не является той водой, которая освящается при помощи определенных молитв в церкви. Конечно, пользоваться ей, пить ее можно, но придавать ей то же значение, как и воде, взятой из храма, невозможно. Хотя многие свидетельствуют о том, что эта вода тоже не портится в течение всего года. Лучше, если храм рядом есть, сходить туда и набрать там воды. Крещенскую воду желательно хранить в чистой посуде, в темном месте в течение года. Пьем мы эту воду натощак. Кстати, Святая вода, которая освящается во время каждодневной службы, и святая Богоявленская или Крещенская вода - это разные вещи. По своим свойствам Богоявленская намного сильнее. Принеся святую Богоявленскую воду из храма, нужно окропить ей во всех помещениях своего жилища, других постройках, которые есть на вашем дворе - гараже, бане и т.д. Небольшое количество святой воды нужно отлить для этих целей в чистую емкость, откуда будет удобно окроплять все необходимое. Для этого нет никаких канонов, просто пройдите с молитвой по всем помещениям, пойте тропарь празднику, а если его не знаете, то произносите: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Аминь!»

- Какими традициями богат праздник Крещения?
- Несомненно, многие связывают этот праздник с купанием в проруби. Церковь призывает относиться к этой традиции настороженно, без фанатизма. Несмотря на то, что иордани вырубаются в этот день во всех водоемах, и вода в них считается освященной, купаться в ледяной воде церковь никого не призывает. Это народный обычай, традиция. Поэтому подходить к этому нужно разумно. Люди, имеющие противопоказания, не должны следовать этому обычаю, независимо от того, насколько они верующие. Не надо искушать Бога. Конечно, является большим грехом купание в пьяном виде. Стоит помнить, что купание в реке в этот день не заменяет Таинства Крещения. То есть если некрещеный человек искупался в проруби, то это не сделает его крещеным, членом Церкви. Если же вы захотели окунуться в этот день, то нужно перед погружением в воду перекреститься, погрузиться с головой, по возможности, 3 раза. Делать это нужно в честь Святой Троицы, т.е. посвятить свой подвиг Богу. У нас в городе некоторые священники по своей инициативе идут на речку, вырубают там иордань и присутствуют при купании людей. В Сызрани купели будут делаться в акватории городских пляжей. Также можно купаться и в святых источниках.

- Поздравьте наших читателей с праздником Богоявления!
-Хочу поздравить всех жителей нашего города с этим чудесным праздником. Хотелось бы напомнить, что каждый христианин при совершении над ним Таинства Крещения дает крещальные обеты, которые нужно непременно выполнять. Главный из них - жить со Христом, всей душой стремиться исполнять заповеди Божьи. Сердце, обращенное к Богу, Господь ценит и помогает такому человеку по жизни! Так обратите свои лица и сердца к Богу! Желаю всем побыть в праздничный день в храме, набрать святой воды и окропить ей свои дома.

Праздник Крещения Господня по-другому называется Богоявление, так как впервые явилась миру Пресвятая Троица именно в этот день — Бог Отец о Сыне провозгласил с небес, Сын принял в реке Иордан Крещение, и Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.

Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом: "… пришел Иисус в те дни из Назарета Галилейского и крестился в Иордане от Иоанна, а когда выходил из воды, увидел Иоанн тотчас разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

Sputnik Грузия поинтересовался историей праздника Крещения Господня и какие традиции, обычаи и приметы связаны с ним в православии.

Крещение Господне

Христиане празднуют Крещение Господа Иисуса Христа от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан с древних времен.

Один из самых первых христианских праздников начали отмечать еще при жизни апостолов - о нем упоминается в апостольских постановлениях и правилах. Крещение Господне и Рождество до IV века были единым праздником, который назывался Богоявление.

На Богоявление, в первые века христианства, крестили новообращенных — их называли оглашенными. В знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым, этот день часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов", или "святыми Светами". Обычай освящать воду в водоемах был уже тогда.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня впервые было введено около 377 года в Константинопольской Церкви. Позднее обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился из Константинополя по всему православному Востоку.

В Крещенский Сочельник пост строгий, и, в принципе, есть не полагается до освящения воды. Это первый постный день, по сути, после Рождества, так как до этого в церкви празднуются Святки, когда поста нет.

В некоторых восточных церквях осталось древнее совмещение праздников. К примеру, праздновать Рождество и Крещение Господне в один день — 6 января, продолжают армяне.

Значение праздника Богоявлени, в богослужебных текстах поясняется так: Господь принял крещение ради спасения людей, не для собственного очищения, в котором Он не нуждался. Современное Таинство Крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.

Традиции

Агиасма или Крещенская вода — одна из главных святынь — в православных церквях ежегодно совершается Великое водосвятие в Крещение и накануне праздника — в Крещенский сочельник.

Традиция освящения воды накануне праздника, как полагают, восходит к древнехристианской практике Крещения после утренней службы Богоявления оглашенных.

Водосвятие в праздник Крещения Господня связано с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать на Иордан, к традиционному месту крещения Иисуса Христа, в день Богоявления.

© photo: Sputnik / Alexander Kryazhev

Особые исцеляющие свойства святой воды, которая восполняют душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой, были замечены еще в древней Церкви.

И сегодня, после особого молебенного чина, в ходе которого исцеляющая благодать Святого Духа призывается на воду, по традиции, верующие в храме пьют крещенскую воду, умывают ею лицо, заполняют агиасмой свои бутылочки и уносят их домой.

Запасы святой воды, которая должна храниться дома у каждого христианина, пополняют верующие один раз в год. Особенным свойством агиасмы является то, что в небольшом количестве добавленная даже к обычной воде она передает благодатные свойства и ей, поэтому крещенскую воду можно разбавить простой в случае ее нехватки.

Обычаи и обряды

В глубокую древность уходят корнями традиции и обряды этого праздника. Завершал праздник Крещения Господня Святки, которые были периодом "без креста" по народному поверью, так как Иисус Христос, родившийся недавно, еще не был крещен.

В этот день заканчивались также "страшные вечера", во время которых свободно разгуливали потусторонние силы в мире людей. В Крещенский Сочельник считалось, что эта нечисть становилась особенно опасной. Соответственно, многие обряды и традиции в старину проводили с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

Готовились люди к празднику Крещения Господня очень тщательно - идеальный порядок наводили в доме, подметали и мыли полы, так как считали, что черти могли спрятаться в соре.

Окуривали ладанным дымом, кропили святой водой и рисовали кресты мелом во всех местах, в которых нечистая сила могла притаиться — углы, окна, двери, погреб, печь, хозяйственные постройки и ворота.

За праздничный стол люди садились с молитвой, когда загоралась на небе первая звезда. В Крещенский Сочельник ужин, который состоял из постных блюд, имел свое название — "голодная кутья".

За праздничным столом собирается вся семья, как и перед Рождеством - в старину считали, что если соберутся вместе все поколения одного рода, то большая семья весь следующий год проживет в таком же составе, и что самое важное, в здравии.

На праздничный стол обязательно подавались кутья и узвар, а также рыба, вареники, блины, овощи и сдобная выпечка. По традиции, после ужина, чтобы год был урожайным на хлеб, все ложки складывали в одну миску, которую накрывали хлебом.

Чтобы узнать свое будущее, люди в ночь на Крещение прислушивались к скотине, так как верили, что в Крещенский Сочельник у домашних животных появляется способность говорить человеческим языком.

Крещенский Сочельник также являлся последним днем, в который проводили святочные гадания - в эту ночь молодежь проводила последние посиделки с гаданиями, играми и песнями.

По традиции, девушки гадали о суженом, о будущем — в эту ночь для гадания подойдут те же обряды, что и в Сочельник перед Рождеством и Старым Новым годом.

Другие традиции и обычаи

В праздник Крещения Господня с утра шли в церковь, где после обедни освящают воду Великим чином. Водосвятие как накануне, так и в день праздника проводится одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Затем всей семьей трапезничали - на праздничный стол, по традиции, подавалось 12 различных блюд — каши, сдобренные щедро маслом, холодец, запеченная свинина, колбаса, блины и так далее. Кстати, в некоторых местностях на Руси готовили блины "квадратные" с тем, "чтобы в доме водились деньги".

После трапезы вся семья вместе благодарила Всевышнего за хлеб, присутствующий на столе, и отправлялась "отпускать" рождественские праздники - выпускали белого голубя из клетки.

Sputnik

Женщины в течение всех праздников до Крещения Господня за водой старались не ходить, так как это считалось сугубо мужской работой, и не полоскали белье в реке, поскольку считали, что там сидят черти, и они могут в них вцепиться.

На Крещение Господне женщины в сосуд со святой водой обязательно опускали калину или кораллы и умывались, для того, чтобы щеки были румяными.

На Крещение Господне девушки также пытались узнать свою судьбу — с самого утра в праздник они выходили на дорогу и поджидали прохожего. Если первым проходил здоровый хозяйственный мужчина, это означало, что свою вторую половинку они скоро встретят. Ну а если ребенок или пожилой человек — любимого им не встретить в ближайшем будущем.

Приметы

В старину люди по крещенским приметам, в том числе и связанным с погодой, пытались узнать, что принесет им наступивший год и какой урожай их ожидает.

Метель на Крещение Господне — быть урожаю. Если сучья на деревьях погнет снег — будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться. Мало снега на ветвях деревьев указывало, что грибов и ягод летом будет мало.

Метель также указывала, что на Масленицу будет холодно, а сильные южные ветры — предрекали грозовое лето.

Плодородие ягнят старики предрекали, если звезды в крещенский вечер блестят и горят.

Звездное небо в Крещенскую ночь - верная примета того, что ранней будет весна, а лето и осень — очень теплыми и дождливыми.

Весна может начаться с сильных паводков и разлива рек, если Крещение Господне совпало с полнолунием.

Спокойный год без каких-либо неприятных потрясений предрекает безветренная погода и ясное небо в праздник Крещения Господня. Эта примета указывает на то, что можно смело начинать что-то новое - строить дом, открывать свое дело или заводить семью. Соответственно, все взвешенно принятые решения принесут только положительные результаты.

Большой снежный покров или снегопад является хорошим знаком, что указывало на то, что никаких страшных эпидемий и болезней не предвидится до следующего Крещения Господнего.

А дождь или очень сильный ветер на Крещение Господне, указывали на то, что наступивший год будет очень неспокойным как в политическом, так и экономическом плане.

В ночь на Крещение на стол ставили серебряную чашу, наполнив ее водой. Ровно в полночь вода должна колыхнуться, и какое желание успеете прокричать над чашей в тот момент, то и сбудется.

Девушки собирали в чистом поле крещенский снег и лед, которым обтирали лицо, чтобы оно было белым да румяным.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Крещение Господне – один из главных христианских праздников. Им заканчиваются Рождественские святки, продолжающиеся с 7 по 19 января. Возможно, ни один другой праздник не окутан таким количеством обрядов и суеверий.


В чем же истинный смысл праздника и как правильно православным отмечать Крещение Господне – Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, проясните, пожалуйста, как правильно православным отметить Крещение Господне? Что нужно делать в этот день?

– Праздник Крещения Господня, как и другие православные праздники, следует отметить прежде всего посещением церковных богослужений: накануне, утром 18 января, Церковь совершает удивительное по красоте и содержанию последование – так называемые царские часы, после которых совершаются Литургия и великое освящение воды, точно такое же, как и в сам день праздника. Вечером стоит посетить вечернее богослужение, песнопения которого очень ярко и красочно раскрывают суть празднуемого события. А в сам день праздника каждому православному христианину важно пойти на праздничную Литургию, чтоб прославить Господа нашего Иисуса Христа, благоизволившего ради спасения людей от греха и власти диавола принять на Себя человеческое естество и креститься в Иордане.

Присутствуя в храме за богослужением, каждый из нас таинственным образом сам становится участником тех событий, о которых в богослужебных песнопениях возвещает нам Святая Церковь. Именно для того, чтобы правильно отметить праздник Крещения Господня, чтобы лучше уяснить для себя саму суть празднуемого нами события, мы должны постараться побывать в эти праздничные дни в храме и поучаствовать в богослужении, вершиной которого будет наше соединение со Христом в Таинстве Причащения Его Пречистым Телу и Крови.

– Как нужно подготовиться к празднику? Предполагается особый пост?

– Пост, установленный Церковью накануне праздника Крещения Господня, является одним из самых строгих постов, что объясняется, прежде всего, величием и важностью празднуемого события.

Так, в традициях Православной Церкви, мы можем заметить, чем выше и значительнее празднуемое событие, тем более ответственно и строго верующие подготавливаются к нему. Например, «праздник праздников» – Пасха Христова, имеет самый продолжительный период подготовки – почти сорокадневный пост и особая, Страстная седмица, когда верующие воспоминают страдания Спасителя, перенесенные Им «нас ради человек и нашего ради спасения».

Перед Рождеством Христовым также установлен многодневный пост, который усиливается накануне самого праздника – в Рождественский сочельник. Канун Крещения очень сходен с кануном Рождества, как, в принципе, и все богослужения, посвященные этим двум событиям. С чем это связано? С тем, что раньше, в Древней Церкви, события Рождества и Крещения Господня праздновались в один день, и этот «двуединый» праздник назывался Феофания, то есть Богоявление, или Эпифания, Явление, так как и Рождество, и Крещение – это свидетельство о том, что Бог пришел в этот мир и открыл Себя как Троица. Впоследствии трудами святителя Григория Богослова в IV веке эти праздники были разделены, а дни между Рождеством и Крещением стали особыми святочными днями, в которые всякий пост отменяется. И только ради важности праздника Крещения на его канун, то есть на 18 января по новому стилю, был установлен такой же строгий пост, как и за день до Рождества Христова.

– В чем смысл праздника?

– Крещение Господне – это день, когда Иисус Христос вышел на общественную проповедь Евангелия, то есть благой вести о том, что отныне человечество получило возможность вновь соединиться со своим Богом. Крещение – это день, когда началась всемирная проповедь учения Христа. Весть о спасении мира продолжается до сих пор и будет провозглашаться до конца мира.

Этот праздник именуется еще Богоявлением, так как благодаря этому событию человечеству явным образом, а не прикровенно, как это было в Ветхом Завете, было открыто, что Бог есть Святая Троица, благоволившая послать в этот мир Свою Вторую Ипостась – Сына Божия – для спасения человека от духовной смерти.

Изначально крещение совершалось на Иордане тем человеком, которого Священное Писание именует «гласом вопиющего» (Ис. 40:3) – святым Пророком, Предтечей и Крестителем Господним Иоанном. Это был особый, установленный Богом обряд очищения людей, когда, погружаясь в воду, человек омывался от довлеющего над ним греха и получал от Бога силу бороться со своими страстями и пороками.

Зачем это было нужно? Грех, совершенный прародителями Адамом и Евой, разделил Бога и человека, воздвиг между ними некую духовную преграду, которую сам человек по причине своего бессилия не смог разрушить. Но спустя время Сам Бог становится человеком и приносит Себя в жертву на Кресте, чтобы уничтожить «средостение греха», ведь именно грех и был той преградой, которая отделяла нас от Бога.

Христос, Который Сам о Себе говорит, что «пришел, дабы исполнить всякую правду» (см.: Мф. 3:15), будучи безгрешным, принимает крещение в Иордане, чем показывает, что Он добровольно берет на Себя грехи всего мира, чтобы впоследствии распять их на Кресте. Таким образом, Господь Сам, не имея в Себе греха, уподобляется последнему из грешников, уравнивает Себя с падшими и заблудшими только с одной целью: чтобы разделить с нами бремя наших грехов и подать исцеление нашим душам.

– Расскажите, пожалуйста, о крещенской воде. Она обладает особой силой? Как ее правильно хранить?

– Господь сошел в воды Иордана, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти. Этим действием Он вновь соделал водную стихию – стихию, ужасающую человека примером водного потопа, стихией жизни. Благодаря событию Крещения Господня мы вспоминаем то, о чем говорит нам Священное Писание с первых своих страниц: о том, что именно в воде зарождается первая жизнь.

Вода, получая от Бога особую благодатную силу, становится, по словам церковных молитв, «баней пакибытия», то есть той средой, которая имеет свойство очищать человека, совершенствуя его и возрождая к новой духовной жизни – жизни во Христе.

Именно поэтому мы в память о Крещении Христа Спасителя в водах Иордана ежегодно в этот день освящаем воду, которая становится Агиасмой, то есть «Великой святыней» для нас. И вода эта освящает не только человека, но и все, что его окружает.

Мы должны помнить о том, что освящение воды – это не только некий обряд. Хотя освящение воды в день Богоявления и не входит в число Церковных Таинств, но так же, как и в каждом Таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода преображается и становится святой. В чине освящения воды, как и в каждом Таинстве, происходит самое главное: встреча человека с Богом, а значит и наше освящение и обновление.

Хранить святую воду, как и любую другую святыню, необходимо в чистом месте: по возможности возле икон. Впрочем, само слово «хранить» вовсе не должно означать «поставить и забыть». Согласно благочестивой традиции, каждый верующий употребляет несколько глотков этой святой воды натощак каждый день, за исключением только тех дней, когда мы готовимся приступить ко Причастию.

– Чем отличается вода, освященная в Крещенский сочельник, от воды, освященной в сам день праздника?

– Как известно, вода на Крещение освящается два раза: в навечерие праздника и в сам праздник. При этом вода, освященная накануне праздника, ничем не отличается от той, что освящается в сам день Крещения.

Практика двукратного освящения воды имеет весьма глубокую историю. Так, в древности богослужение кануна Крещения совершалось вечером (об этом говорит и само наименование церковной службы этого дня: навечерие, а также то, что Литургия в этот день совершалась в соединении с вечерним богослужением). Таким образом, освящение воды в канун праздника по времени, так сказать, чисто технически, приходилось практически уже на сам праздник.

Кроме того, существует предположение, что вода, освящаемая в канун праздника, была предназначена прежде всего для оглашенных, то есть тех, которые только готовились к принятию Таинства Крещения. В древности Крещение совершалось не так как сейчас – индивидуально и в любое время: раньше желающие вступить в Церковь на протяжении долгого времени испытывались в вере (оглашались – отсюда и их наименование), и лишь после испытаний они могли приступить ко Крещению, которое совершалось исключительно накануне великих праздников (Пасхи, Богоявления и Пятидесятницы). И вот как раз для тех, кто принимал Таинство Крещения в канун дня Богоявления, освящалась вода.

– Зачем люди купаются в этот день? Это обязательно для всех?

– В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. Так, в празднике Крещения Господня главное то, что Сам Бог является человеку, спасает Его и дает ему возможность стать причастником Своей, Божественной жизни через причащение Телу и Крови Христовым. Важно также и то, что сегодня мы получаем доступ к той Божественной благодати, которая действует в нас через крещенскую воду. А вот купание в проруби – это вовсе не то, что должно иметь для нас хоть какое-нибудь значение.

С одной стороны, в традиции купания в проруби на этот праздник ничего плохого, в принципе, нет. Однако очень жаль, что в последнее время наш народ в день Крещения Господня больше стремится не в храм, не на богослужение, а к проруби. Многие объясняют подобное стремление тем поверьем, что если искупаться в этот день в такой «живой» воде, можно избавиться от любой хвори и смыть с себя все грехи, накопившееся за год. Таким образом, в представлении людей создается некий аналог того, что мы встречаем в сказке П. Ершова «Конек-Горбунок»: нырнул в чан с холодной водой – и вынырнул молодым и красивым. Подобные мысли – кощунственны, потому что отдают магией и язычеством. Человек путает духовное очищение и оздоровление, получаемые в Таинствах Святой Церкви, с неким магическим ритуалом, сулящим физическое здоровье вследствие погружения в воду, пусть даже и освященную перед этим священнослужителем чином Великого освящения воды. А если таковое усердие «окунуться в святой воде» совершается, мягко говоря, не совсем на трезвую, оно в еще большей мере оскверняет святость праздника Крещения Господня.

Исходя из этого, мы должны для себя уяснить, что сложившаяся традиция купания в холодных прорубях не имеет прямого отношения к самому празднику Крещения Господня, а потому и не является общеобязательной для всех и, что особенно важно отметить, вовсе не очищает человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в наших СМИ.

– Когда стало впервые известно о чудесных, благодатных свойствах богоявленской воды?

– Дело в том, что Церковь никогда не считала своей задачей отслеживать те или иные чудеса, которые происходят с ее святынями. Проявление чуда – это вопрос веры, а вовсе не объект научного исследования. Чудо – это только толчок, который помогает человеку открыть в своей душе Бога, а потому, если мы стремимся к тому, чтобы увидеть какое-нибудь чудо – это признак того, что нам, к сожалению, нужен не Христос, а лишь некая чудодейственная сила, магия. Так, по словам святого мученика Иустина Философа, главное чудо благодати Божией вовсе не в том, что совершаются какие-то видимые знамения и перемены в этом мире, а в том, что она внутренне преображает человека, делая его участником Вечной жизни во Христе.

– Чем служба освящения воды на Крещение отличается от других служб?

– В чине Великого освящения воды говорится, прежде всего, о том, для чего, собственно, мы и освящаем эту воду. Так, в молитве священник обращается к Богу: «Покажи эту воду водой обновления, водой освящения, очищением плоти и духа, ослаблением уз, оставлением прегрешений, просвещением душ, банею вечной жизни, обновлением духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни».

Таким образом, вода «святых Богоявлений», по мысли святых отцов, должна стать тем источником внутри каждого из нас, который откроет в нашем сердце зачаток Вечности. Именно поэтому мы и называем святую воду «святой» – она в силу ее освящения становится той средой, через которую на нас физически невидимым, но духовно ощутимым образом действует Сам Бог, очищая нас от всякого греха и соделывая достойным вместилищем Святого Духа.

Беседовала Наталья Горошкова

 

Возможно, будет полезно почитать: